Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в группу Всемирного банка, запустила новый Проект по содействию роста и инвестиций в туристический сектор в Кыргызской Республике, одним из направлений которого является разработка конкурентоспособной цепочки добавленной стоимости в секторе туризма.
Сроки реализации: май-октябрь 2019 года
Цель проекта: Целью диагностики является изучение финансовых продуктов имеющихся в финансовых учреждениях для предпринимателей туристического сектора. Результаты диагностики будут использованы проектом IFC для разработки инновационных финансовых продуктов для финансирования нужд предпринимателей работающих в туристическом секторе.
Задачи диагностики финансового сектора:
- Сбор данных о кредитном портфеле ФКУ в целом и объемов кредитования туризма в частности;
- Определение наличия в ФКУ стратегий развития кредитования анализируемого сектора. заложенного роста портфеля, каналов продаж;
- Определение доступности политик и процедур для кредитования туристического сектора;
- Определение наличия систем отчетности для управления туристическим портфелем;
- Анализ наличия возможностей кредитования как малых, средних, так и крупных предприятий в сферах общественного питания, гостиничного бизнеса, общих отраслевыз услуг;
- Количественная оценка совокупного дефецита или возможностей финансирования;
- Оценка ограничений для кредитования туризма со стороны Регулятора;
- Выявление стимулирующих факторов для развития кредитования стимулирующих факторов для развития кредитования сектора ФКУ.
Реализованные мероприятия:
Для получения максимально исчерпывающей и достоверной информации были применены несколько методов:
- Кабинетное исследование, заключающееся в сборе и анализе существующих статистических данных, отчетов, публикаций, а также законодательства в сфере туристческой отрасли
- Качественное исследование ФКУ — структурированное анкетирование и опрос ключевых сотрудников ФКУ, их экспертное интервьюирование.
Достигнутые результаты:
Опрос финансовых институтов показал, что банки и микро финансовые организации не готовы предложить специальные кредитные продукты, и озвучили следующие проблемы, препятствующие финансированию сектора туризма в стране:
- Политическая нестабильность;
- Низкий уровень развития инфраструктуры;
- Недостаточная осведомленность о секторе туризма;
- Сезонность отрасли;
- Низкое качество обслуживания и плохая организация бизнеса;
- Ограниченные знания и опыт предпринимателей;
- Плохая бухгалтерская практика;
- Низкая прибыльность бизнеса и задолженность перед третьими лицами, например, по предоплате, коммунальным платежам и т. д.
- Сектор туризма мало известен банковскому сектору;
- Финансовые организации не относятся к туризму как к конкретному сектору, за редкими исключениями, и в связи с этим не предлагают специальных продуктов.
В целом, различные финансовые организации демонстрируют практически одинаковую практику кредитования, независимо от особенностей своих клиентов, с небольшими колебаниями процентных ставок и требований к обеспечению. Финансовые организации готовы внедрять специальные программы финансирования при условии, что целевые ресурсы выделяются на более благоприятных и гибких условиях, что расширит доступ к финансированию для целевых клиентов и увеличит долю рынка.
В заключение, финансовые организации заинтересованы в расширении финансирования туризма, готовы рассмотреть различные варианты сотрудничества как с крупным, так и с малым бизнесом и представить продукты для конкретных программ финансирования туризма.