Консалтинговая компания

Проект по оценке финансирования сектора туризма

Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в группу Всемирного банка, запустила новый Проект по содействию роста и инвестиций в туристический сектор в Кыргызской Республике, одним из направлений которого является разработка конкурентоспособной цепочки добавленной стоимости в секторе туризма.

Сроки реализации: май-октябрь 2019 года

 Цель проекта: Целью диагностики является изучение финансовых продуктов имеющихся в финансовых учреждениях для предпринимателей туристического сектора. Результаты диагностики будут использованы проектом IFC  для разработки инновационных финансовых продуктов для финансирования нужд предпринимателей  работающих в туристическом секторе.

Задачи диагностики финансового сектора:

  • Сбор данных о кредитном портфеле ФКУ в целом и объемов кредитования туризма в частности;
  • Определение наличия в ФКУ стратегий развития кредитования анализируемого сектора. заложенного роста портфеля, каналов продаж;
  • Определение доступности политик и процедур для кредитования туристического сектора;
  • Определение наличия систем отчетности для управления туристическим портфелем;
  • Анализ наличия возможностей кредитования как малых, средних, так и крупных предприятий в сферах общественного питания, гостиничного бизнеса, общих отраслевыз услуг;
  • Количественная оценка совокупного дефецита или возможностей финансирования;
  • Оценка ограничений для кредитования туризма со стороны Регулятора;
  • Выявление стимулирующих факторов для развития кредитования стимулирующих факторов для развития кредитования сектора ФКУ.

Реализованные мероприятия:

Для получения максимально исчерпывающей и достоверной информации были применены несколько методов:

  • Кабинетное исследование, заключающееся в сборе и анализе существующих статистических данных, отчетов, публикаций, а также законодательства в сфере туристческой отрасли
  • Качественное исследование ФКУ — структурированное анкетирование и опрос ключевых сотрудников ФКУ, их экспертное интервьюирование.

Достигнутые результаты:

Опрос финансовых институтов показал, что банки и микро финансовые организации не готовы предложить специальные кредитные продукты, и озвучили следующие проблемы, препятствующие финансированию сектора туризма в стране:

  • Политическая нестабильность;
  • Низкий уровень развития инфраструктуры;
  • Недостаточная осведомленность о секторе туризма;
  • Сезонность отрасли;
  • Низкое качество обслуживания и плохая организация бизнеса;
  • Ограниченные знания и опыт предпринимателей;
  • Плохая бухгалтерская практика;
  • Низкая прибыльность бизнеса и задолженность перед третьими лицами, например, по предоплате, коммунальным платежам и т. д.
  • Сектор туризма мало известен банковскому сектору;
  • Финансовые организации не относятся к туризму как к конкретному сектору, за редкими исключениями, и в связи с этим не предлагают специальных продуктов.

В целом, различные финансовые организации демонстрируют практически одинаковую практику кредитования, независимо от особенностей своих клиентов, с небольшими колебаниями процентных ставок и требований к обеспечению. Финансовые организации готовы внедрять специальные программы финансирования при условии, что целевые ресурсы выделяются на более благоприятных и гибких условиях, что расширит доступ к финансированию для целевых клиентов и увеличит долю рынка.

В заключение, финансовые организации заинтересованы в расширении финансирования туризма, готовы рассмотреть различные варианты сотрудничества как с крупным, так и с малым бизнесом и представить продукты для конкретных программ финансирования туризма.