Сроки реализации: май-октябрь 2019 года
Бенефициары: Банки; Микрофинансовые организации (МФО)
Цели проекта:
- Изучение финансовых продуктов, имеющихся в финансовых учреждениях для предпринимателей туристического сектора;
- Оценка предложения и спроса на финансирование в туристическом секторе для разработки подходящих и привлекательных продуктов/инструментов для финансирования туристического сектора через местные ФУ/МФО.
Задачи проекта:
- Выявить наличие стратегии развития кредитования туристического сектора в банках/МФО.
- Определить наличие кредитной политики и процедур для кредитования туристического сектора.
- Определить наличие систем отчетности для управления туристическим портфелем.
- Проанализировать предложение кредитов, предоставляемых через официальный финансовый сектор малым, средним и крупным клиентам в следующих ключевых областях: услуги общественного питания (кафе, столовые, передвижной кейтеринг); гостиничные услуги (гостевой дом, ночлег и завтрак, общежитие); общие услуги (туроператорские, транспортные, логистические, отраслевые услуги).
- Оценить совокупный дефицит финансирования/возможностей для финансовых услуг в ключевых областях туризма (разница между совокупным спросом и предложением).
- Оценить нормативные ограничения кредитования туризма, с которыми сталкиваются банки/МФО в стране.
- Предоставить информацию о том, что необходимо для поощрения большего числа ФУ и МФО к обслуживанию предпринимателей в сфере туризма.
- Провести интервью, совместно с сотрудниками IFC, с коммерческими банками, МФО, занимающимися финансированием предпринимателей.
Достигнутые результаты:
Для достижения цели исследования были применены следующие методики:
- Кабинетное исследование, заключающееся в сборе и анализе существующих статистических данных, отчетов, публикаций, а также законодательства в сфере туристической отрасли.
- Полевое исследование – структурированное анкетирование и опрос ключевых сотрудников 8 Коммерческих Банков и 3 микрофинансовых организаций.
Диагностика финансового сектора выявила, что стратегии развития финансирования туристической отрасли ни в одном из финансовокредитном учреждении (ФКУ) нет.
Ни один из анализируемых ФКУ не предоставляет стартап кредиты на развитие туристического бизнеса, требуя опыт предпринимательской деятельности в кредитуемом бизнесе не менее 3-х месяцев.
Проведенная диагностика позволяет сказать, что ФКУ, не выделяет туризм отдельным кредитным направлением, а предоставляет предпринимателям из данного сектора стандартные условия. Однако, ярко выраженная сезонность отрасли требует индивидуального подхода по условиям погашения и также (поэтапное) кредитование траншами. Наиболее приемлемыми были бы долгосрочные кредиты, в виде кредитных линий, с отсрочкой платежа основной суммы до активного туристического сезона.
Средний и крупный бизнес, финансируемый банками, охватывает предприятия гостиничных услуг, ресторанный бизнес, туристические компании. В кредитном портфеле всех проинтервьюированных финансово-кредитных учреждений есть клиенты из гостиничного бизнеса.
Доля таких кредитов, по словам специалистов, растет, так как данный подсектор хорошо организован, как правило, имеется юридическая регистрация, прозрачный учет, определённый уровень знаний, опыт, клиентура, наработанные каналы продаж.
Для среднего и крупного бизнеса кредиты предоставляются на увеличение оборотного капитала, на капитальное строительство и приобретение оборудования.
Корпоративное кредитование в сфере туризма охватывает кредитование крупных отелей и ресторанов. Цели кредитования также касаются пополнения оборотного капитала, приобретения оборудования и техники, строительства.
В целом, все направления кредитования, независимо от размеров бизнеса ожидают длинных по срокам и дешевых по стоимости кредитов. Для удовлетворения этих ожиданий со стороны бизнеса, банки и МФО рекомендуют разработать и внедрить специальную государственную программу финансирования туризма, согласно которой кредитные учреждения получали бы целевые ресурсы на длительный срок под более низкие проценты для кредитования туристического сектора.
В связи с повышением вовлеченности населения в цифровизацию, при продвижении банковских услуг все ФКУ используют инструменты digital marketing с четкой формулировкой портрета целевого клиента, KPI и разворачиванием онлайн сервисов для обслуживания и доставки товара.
Проанализировав наиболее популярные в Кыргызстане социальные сети, было выявлено, что наибольший прирост аудитории в настоящий момент показывают сети Instagram и Facebook.
Также, в связи с возрастающей ролью цифровизации в предоставлении банковских услуг, ФКУ в качестве приоритета ставят пред собой разработку и продвижение удаленного банкинга и интернет продаж, которые позволят сократить операционные расходы и снизить стоимость ресурсов, как следствие – увеличение доходности.
Однако, нужно отметить незрелость владельцев туристического бизнеса, не готовых к удаленному банкингу по разным причинам.
В качестве выводов можно сказать, что ФКУ заинтересованы расширять кредитование туристической отрасли, готовы рассматривать различные варианты сотрудничества как с крупным, так и с малым бизнесом, внедрять продукты под конкретную программу финансирования туристического бизнеса.