Проект: Исследование финансового рынка в Алайском и Чон-Алайском районах Ошской области, в рамках программы «Бай Алай» по созданию малого бизнеса и доходоприносящей деятельности в Алае и Чоң- Алае, Фаза 2_Кыргызстан, ХЕЛЬВЕТАС Свисс Интеркооперейшн, program@helvestas.org при поддержке Фонда Ага-Хана в Кыргызстане, jamil.uddin.shah@akdn.org
Места исследований: Алайский, Чон-Алайский районы и г.Ош;
Сроки исследования: Октябрь-Ноябрь, 2018.
Целевые группы: бенефициары секторов животноводства, пчеловодства, рукоделия (ремесленничество) и туризм.
Цель исследования: Оценка рынка финансового сектора и определение пробелов между спросом и предложением финансовых услуг и продуктов в Алайском и Чон-Алайском районах, Ошской области в целях улучшения финансовой интеграции.
Задачи исследования:
- Определение и оценка спроса на финансовые продукты и услуги, которые важны и востребованы целевыми группами в каждом выбранном секторе, основные ограничения, с которыми сталкиваются целевые группы при получении и использовании финансовых продуктов и услуг;
- Определение и оценка предложений финансовых продуктов и услуг;
- Анализ финансового рынка и определение потенциальной области для интервенций
Методы исследования:
- Количественный и качественный анализы данных анкет и результатов, проведенных глубинных интервью и фокус-групп.
- Использование систематической вероятностной выборки согласно квотированию по возрасту, сектору занятости и полу.
- Метод снежного кома, для предотвращения слишком однородной массы респондентов одного возраста, одинакового дохода и с одинаковой деятельностью.
Объекты исследования:
В рамках исследования было опрошено 120 респондентов, из них:
- 68 респондентов целевой группы
- 14 респондентов из сектора ФКУ
- 38 респондентов в рамках фокус-групп
Результаты:
Информированность о других кредитах и финансировании в рамках различных проектов очень низкая.
Использование новых банковских продуктов слабое и связано это со слабой экономической выгодой для бенефициаров от использования дистанционного банкинга.
С точки зрения повышения образовательного потенциала респонденты отметили, что нуждаются больше в консультациях и мастер-классах практиков и успешных бизнесменов. Их опыт в создании прибыльного предприятия и выстраивание эффективной сбытовой цепочки может помочь им в развитии собственного бизнеса.
Было предложено, что при наличии таких сбытовых цепочек, как бизнес связи между бенефициарами можно разработать и внедрить новый кредитный продукт, который может приблизить целевые группы к их ожиданиям по срокам, ставкам и условиям по залогам. Такое кредитование предполагает, что все участники цепочки работают друг с другом на контрактной основе. Такая прозрачность бизнеса достигается за счет того, что все участники цепочки будут вести расчеты друг с другом максимально по безналичному расчету. А договорная основа сотрудничества между бенефициарами целевых секторов позволит предоставлять кредит без залога на контрактной основе. В то же время, все расчеты можно успешно проводить используя дистанционный банкинг: интернет, мобильный и через терминальную сеть.